Развитие ребенка в 5 месяцев – что он должен уметь

5 месяцев – это чуть больше, чем 20 недель: согласитесь, для новорожденного малыша очень солидный срок.  Ребенок в этом возрасте уже энергично и инициативно познает окружающий его мир: тянет в рот свои игрушки, лопочет на понятном только ему детском языке, активно двигается на животе и даже различает лица близких людей.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Его активность увеличивается, а количество часов сна уменьшается. Однако многих мамочек заботит, что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Прежде всего, данный вопрос касается физического и эмоционального развития малыша.

Про вес, слух и ощущения

В 5 месяцев ребенок вырастает примерно до 65-75 см. и весит около 6 килограммов, увеличивая эти показатели примерно на 2 см. и 600-700 гр. соответственно (о нормах прибавки веса). В этом возрасте малыш может порадовать своих родителем первыми зубками или обозначить их появление. Он активно ползает на животе, гораздо лучше владеет координацией пальцев и ладоней, именно поэтому может двумя руками обхватывать игрушки и изучать их.

Главным инструментом для познания мира в 5-ти месячном возрасте становится рот: ребенок все предметы тянет в рот, чтобы ощутить их текстуру, форму, материал и размеры. В этом нет ничего страшного: именно через рот и язык малыш лучше отличает одни предметы от других и уже запоминает разницу между ними.

В этом случае родителям стоит пристально следить за чистотой игрушек ребенка и тех предметов, которые попадают к нему в руки.

Кроме того, изучая предметы с помощью рта и языка, малыш заранее готовится к самостоятельному питанию. Слух пятимесячного малыша становится более острым: он тонко улавливает звуки и их изменения, поэтому часто крутит головой в поисках источника шума.

Музыкальный ритм тоже находит отражение в поведении ребенка – если это бодрая ритмичная мелодия, малыш начинает активнее двигаться. Его день становится более продолжительным: меньше времени уходит на сон и больше на общение с родителями и окружающим миром.

Основные показатели физического развития

В 5 месяцев малыш уже ползаетКоординация движений

В этом возрасте у ребенка активно развивается зрительный аппарат и происходит координация зрения с движением. Это выражается в том, что малыш может увидеть интересующую его игрушку, будь она прямо перед ним, сбоку или подвешена над головой, и без труда может дотянуться до нее и достать.

Теперь кроха может безошибочно, и сразу вытягивать руки в нужном направлении. Кроме того, ребенок самостоятельно и продолжительное время может держать голову, и приподнимать плечи, опираться на кисти и руки и изучать окружающую среду в новом для него положении. И хоть самостоятельно сидеть малыш в таком возрасте еще не умеет, он может ровно держать спинку, опираясь руками, например, о стенки кроватки. Если держать его за подмышки, то он будет стоять практически прямо.

Узнайте: В каком возрасте дети начинают садить — http://prokrohu.ru/razvitie/kogda-rebyonok-nachinaet-sidet-i-chem-dolzhny-pomoch-roditeli.html

Он уже активно переворачивается со спины на живот, с одного бока на другой, одновременно двигает руками и ногами и при этом может держать голову приподнятой.

Развитие моторики

Наряду с улучшением в координации движений, в 5-ти месячном возрасте активно развивается моторика рук.  Малыш уже умеет перекладывать небольшие предметы и игрушки из одной ладошки в другую, забирать предметы у взрослых, может крепко их держать и внимательно ощупывать, играть с погремушками.

Здесь важно помочь ребенку в развитии моторики: делать массаж ладошек, перебирать пальчики, давать ему для изучения игрушки разной формы и размера.

Интерес к собственному телу

Кроха гулит с игрушкойВ связи с улучшением координации и зрения многие малыши начинают интересоваться собственным телом, осматривая и ощупывая его, пытаясь потрогать пупок, половые органы или засунуть ножку в рот, поскольку мир в этом возрасте они узнают с помощью тактильных ощущений. Это абсолютно нормальный процесс, пресекать который не стоит. Наоборот, в этот момент лучше всего вслух проговаривать, как называется та или иная часть тела, показывать ее на игрушках или на себе, чтобы  у ребенка сразу возникали похожие ассоциации.

Развивается ротовой аппарат

Ранее ребенок мог употреблять пищу только в жидком виде, а любая другая еда вызывала рвотный рефлекс, попадая на язык, либо выталкивалась им же. Однако в пятимесячном возрасте пюре однородной консистенции уже хорошо воспринимается ребенком и не вызывает отторжения. Большинство детей в таком возрасте еще находятся на грудном вскармливании, при этом можно постепенно начинать вводить прикорм.

Прорезывание зубов

5 месяцев – наиболее распространенный возраст, в котором начинают резаться первые зубки. Это сопровождается обильным слюноотделением, набухшими деснами и желанием все погрызть. В такой период рекомендуется давать ребенку только силиконовые игрушки-грызунки и делать массаж десен.

Психологическое развитие ребенка в 5 месяцев

Сосредоточенность и самостоятельность

В этом возрасте малыш уже не требует ежесекундного внимания: он может самостоятельно изучать собственное тело, игрушки, окружающую среду, сосредоточившись на определенном предмете. Если раньше его внимание сложно было занять больше, чем на пару секунд, то сейчас в течение 5-10 минут он может с интересом рассматривать и изучать вещи, не требуя дополнительного внимания со стороны.

Активная речь

Естественно, в таком маленьком возрасте ребенок еще не говорит целые слова и словосочетания, однако отдельные слоги произносит довольно четко. Теперь он не издает отдельные звуки, а говорит слогами, например «ба», «па», «ма», «ла» и т.д. объединяя слоги между собой и распевая их на разные лады, малыш разговаривает таким образом с собой и окружающими людьми. Сейчас это уже не просто лепет, а распевные трели и интонационные звукосочетания. Кроме этого, ребенок учится осваивать голосом разные интонации и улавливать их на слух у других людей, различая и обижаясь на громкий крик или радостно реагируя на ласковую нежную речь.

Узнает лица

Малыш учится различать лица: он запоминает различия в глазах, цвете волос, мимике.  Улавливает связь между лицом и голосом, учится запоминать цельный образ. Именно поэтому, общаясь с ребенком, нужно как можно чаще улыбаться.

Отклонения в развитии: как бороться

Вышеописанные особенности не являются железным правилом: каждый ребенок развивается в своем собственном ритме. Однако если у малыша замечены явные отставания в развитии, необходимо проконсультироваться с педиатром, а также подключать домашние физические или психологические упражнения, стимулирующие развитие ребенка.

Например:

  • Массаж спины и ежедневная общая гимнастика (например, упражнения на фитболе);
  • Отработать навыки самостоятельного переворота на спину и живот;
  • Приседания с прогибом позвоночника;
  • Развивающие игры со звуками (подражания природе, животным), чтение вслух сказок и стихов;
  • Такие игры как «ладушки», «сорока-ворона» и т.д.

Все эти действия должны сопровождаться ритмичной и веселой музыкой.

Выскажитесь или дайте свой совет

Все материалы расположенные на сайте ProKrohu.ru, находятся под защитой авторских прав и копирование их (без размещения активной ссылки) строго запрещено!